В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители.
- Необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами - более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.
- Заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь.
- В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия - психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.
- Обратиться за консультацией к специалисту - психологу, психотерапевту.
Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.). Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.
Признаками эмоциональных нарушений являются:
— заметная перемена в обычных манерах поведения человека;
— потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
— частые жалобы на соматическое недомогание (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
— необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
— постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
— ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
— уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку
— нарушения внимания со снижением качества выполняемой работы;
—погруженность в размышления о смерти;
—отсутствие планов на будущее («Почему это должно меня беспокоить? Ведь завтра я могу умереть»);
— внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей;
— приобщение к алкоголю или наркотикам или усиленное их потребление.
Словесные заявления:
— «Ненавижу жизнь»;
— «Они пожалеют о том, что они мне сделали»;
— «Не могу больше этого вынести»;
— «Я покончу с собой»;
— «Просто жить не хочется»;
— «Никому я не нужен»;
— «Это выше моих сил».
Любой суицид - это личное, осознанное решение самого человека. И распоряжаться своей жизнью - неотъемлемое право каждой личности. Hо лучшая профилактика суицида - дать возможность каждому ощутить это право, равно как и право искать другие методы для решения проблем! Если человек чувствует себя нужным хотя бы самому себе, если он имеет право голоса хотя бы в отношении себя самого - уже поэтому жизнь становится для него достаточно большой ценностью!
Психологическая формула самоубийцы не так проста, как это обыкновенно думают. Сказать, что он устал, испытывает отвращение к жизни, еще не значит определить эту формулу. Под влиянием социальных, социально-психологических и психологических причин у человека, решившего покончить с собой, наблюдаются изменения в поведении. Поведение может меняться постепенно или внезапно. Чтобы предотвратить намерения подростка покончить с собой, необходимо вовремя заметить изменения, определить уровень риска для совершения им самоубийства и использовать все необходимые возможности для его предотвращения.
Иногда для спасения человека бывает достаточно всего одного ласкового слова.
Дать почувствовать потребность любви. Для того, чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе. Потребность любви – это:
– потребность быть любимым;
– потребность любить;
– потребность быть частью чего-то.
Если эти три "потребности” присутствуют в нашей жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы.