ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Организация психологического и педагогического сопровождения учащихся с ОПФР.
1. Психолого-педагогическое сопровождение
Важное место при работе с учащимися с особенностями психофизического развития в учреждениях ПТО и ССО занимает их психолого-педагогическое сопровождение.
Целью психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития в учебных группах совместного обучения является создание социально-психологических условий для успешного обучения, личностного, социального и профессионального развития и достижения конечной цели – их успешной социальнопрофессиональной адаптации.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особенностями психофизического развития включает в себя несколько традиционных направлений, имеющих определенную специфику, обусловленную характером физических и (или) психических нарушений.
Психологическая диагностика направлена на информационное обеспечение процесса сопровождения учащихся с
особенностями психофизического развития. Проводится углубленное исследование:
– познавательной сферы (объем внимания, памяти, особенности восприятия, мышления и др.) с выявлением сохранных функций, которые можно задействовать при обучении (используются таблицы Шульте, «корректурная проба» в варианте кольца Ландольта с фиксацией количества просмотренных знаков через каждые 60 секунд; «проба на запоминание 10 слов», тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра; методика измерения интеллекта Д. Векслера (взрослый или детский вариант) с качественным анализом особенностей выполнения и др.);
– эмоционально-волевой сферы, профессионально значимых качеств и адаптивных свойств личности (способность к волевым усилиям и саморегуляции, работоспособность, эмоциональная устойчивость). В данных целях используются проективные методики: «Кактус» (М.А. Панфиловой), «Рисунок человека», «Дом, дерево, человек», метод цветовых выборов М. Люшера (8-цветный вариант), цветовой тест отношения А.М. Эткинда, методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна, методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.В. Шнейдер и др.; при необходимости используются методы изучения уровня развития
психомоторики: «реакция на движущийся объект», теппинг-тест,
динамометрия, пробы на статическую и динамическую координацию;
– мотивационной сферы (сформированность учебной, профессиональной мотивации, возможности ее стимулирования). Используются индивидуальная беседа с учащимся, предполагающая прямые и косвенные вопросы педагога о мотивах, смысле, целях учения для данного учащегося, стандартизированный опрос родителей, экспертный опрос куратора учебной группы, мастера производственного обучения;
– коммуникативно-поведенческой сферы (социометрия, методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, педагогическое наблюдение за поведением учащихся во время занятий, общественно полезной, организационной и другими видами деятельности, характером общения учащихся и др.);
– особенностей воспитания и внутрисемейной атмосферы (анкета для родителей «Стиль воспитания», цветовой тест отношения А.М. Эткинда, карту сети контактов, акты обследования жилищно-бытовых условий учащегося и др.).
Следует отметить, что учащимся с особенностями психофизического развития можно разрешить работать с диагностическими методиками в свободном темпе без учета временных показателей, поскольку при снижении интеллектуальных способностей дополнительное время на успешность выполнения методик существенно не влияет.
По результатам диагностики составляются
рекомендации преподавателям и мастерам производственного обучения об организации индивидуального подхода в обучении и воспитании.
Психологическое консультирование учащихся с особенностями психофизического развития направлено на оказание помощи учащимся в профессиональном саморазвитии, преодолении кризисных ситуаций, профессиональных деформаций, адаптации к реальным жизненным условиям.
Психокоррекционная и развивающая работа с
учащимися с особенностями психофизического развития направлена:
– на преодоление последствий социальной
депривации и инфантильности;
– установление адекватной самооценки и достижение эмоциональной устойчивости;
– повышение социального статуса в учебной группе учащегося с особенностями психофизического развития;
– формирование навыков социального взаимодействия, делового общения в учебной группе, трудовом коллективе, на производстве;
– развитие коммуникативных способностей;
– формирование необходимого уровня социально
бытовой
компетентности и подготовленности к профессиональной деятельности;
– развитие познавательной сферы, эмоционального самоконтроля и самоуправления, эмоциональной устойчивости в профессиональной деятельности;
– коррекцию неадекватной мотивационно-потребностной сферы.
Программы психокоррекционной работы разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей, определенных в ходе психодиагностики учащихся, и должны учитывать требования к профессионально важным качествам будущих специалистов.
Вторичная профориентация направлена на адаптацию учащихся с особенностями психофизического развития к требованиям учреждения образования, выбранной профессии, формирование профессионального самосознания, готовности к активной учебной и профессиональной деятельности.
С целью профилактики профессиональной дезадаптации специалистам социально-педагогической и психологической службы (СППС) необходимо проводить работу по формированию профессионально-значимых качеств личности учащихся с особенностями психофизического развития, адекватной самооценки и самоконтроля, обучать их приемам регулирования своего эмоционального состояния. Такая работа может осуществляться при помощи психологических практикумов: «Готовлюсь к профессиональной деятельности», «Я и мое будущее».
Кураторам учебных групп, мастерам производственного обучения в работе по профилактике профессиональной дезадаптации учащихся с особенностями психофизического развития рекомендуется:
–проводить ознакомительные экскурсии в организации, связанные с будующей профессиональной деятельностью;
–организовывать наблюдение за работой специалистов;
–проводить разъяснение значимости выбранной профессии;
–привлекать учащихся к выпуску полезной продукции;
–привлекать к участию в выступлениях агитбригад, в выставках технического и декоративно-прикладного творчества;
–проводить контроль и анализ работы учащихся в мастерских и организациях.
Психологическая профилактика направлена на создание благоприятного психологического климата в учреждении образования, учебной группе; выстраивание инклюзивной образовательной среды; адаптацию учащихся с особенностями психофизического развития к учебным нагрузкам, условиям проживания в общежитии, предстоящей самостоятельной жизни в социуме; предупреждение асоциального поведения.
Психологическая поддержка педагогов направлена на повышение их психолого-педагогической и коммуникативной компетентности; создание условий к получению педагогами необходимых психологических и дефектологических знаний и навыков, позволяющих организовать эффективный процесс обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития; совместную выработку эффективных стратегий психолого-педагогической поддержки, профилактику стрессовых ситуаций и эмоционального выгорания.
Задача педагога – быть эмоционально стабильным, спокойным в отношениях с учащимися, создавать каждому из них ситуацию успеха, своевременно приходить на помощь, умело сопровождать процесс обучения. Для педагогов, работающих с учащимися с особенностями психофизического развития, педагог-психолог проводит консультации: «Адаптация учащихся с особенностями психофизического развития к учебному процессу», «Основные подходы к преодолению проблемного поведения учащегося», «Вовлечение детей с особенностями психофизического развития в жизнь группы», «Организация общения по интересам для учащихся с особенностями психофизического развития и других учащихся», «Организация взаимопомощи», «Методы и приемы профилактики эмоционального выгорания» и др.
Поддержка родителей учащихся с особенностями психофизического развития заключается в выявлении внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию в семье учащегося с особенностями психофизического развития, коррекции неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье.
Необходимо уделить внимание формированию мотивации родителей к взаимодействию с педагогическими работниками учреждения образования, повышению психологической грамотности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации их детей. С данной целью педагогические работники посещают учащихся на дому, составляют акты обследования условий проживания и воспитания, изучают особенности семейного воспитания, психологический климат в семье. Большое внимание следует уделять выработке правильной родительской стратегии, подбору оптимальных методов родительского контроля, определению путей
гармонизации внутрисемейного климата и направлений социализации как детей с отклонениями в развитии, так и их семей. С данной целью проводятся встречи, консультации, беседы с родителями на темы: «Как оценивать учебные успехи», «Гармонизация внутрисемейного климата»; «Взаимодействие родителей и педагогов. Единство требований», «Правовые гарантии и льготы», «Роль семьи в развитии способностей ребенка» и др.
Психологическое просвещение учащихся с особенностями психофизического развития направлено на повышение правовой, финансовой грамотности, формирование знаний о здоровом образе жизни и культуре семейных отношений, познание себя и других.
2. Формирование инклюзивной культуры у участников образовательного процесса
В целях формирования инклюзивной культуры у учащихся, педагогов, родителей, следует:
– создавать положительный микроклимат в учебных группах;
– проводить мероприятия, направленные на формирование толерантного отношения к лицам с ОПФР («Мы разные, но права у нас одни», «Мир вокруг меня», «Урок доброты», «Сильные люди»; акции «Протяни руку помощи тому, кто в ней нуждается!», «Сделай шаг навстречу!», «Человек среди людей»);
– использовать при проведении кураторских часов фильмы цикла
«Каждый имеет право быть разным»;
– способствовать развитию у учащихся общечеловеческих
ценностей – доброты, сострадания, готовности помочь;
– повышать инклюзивную компетентность педагогических
работников и персонала учреждений образования.
Актуальные направления воспитания и профилактической
работы
Специфика организации воспитательной работы учащихся с особенностями психофизического развития обусловлена не только наличием у них нарушений развития, но и тем, что большинство учащихся данной категории воспитывались и обучались в школах-интернатах. Знания, полученные в интернате, предшествующий жизненный опыт оказываются недостаточными, что приводит к необходимости формирования навыков самообслуживания, самостоятельной жизни в обществе, развития
социальных навыков, компенсации трудностей во взаимодействии с окружающим миром. Рекомендуется вовлекать учащихся с особенностями психофизического развития в общие мероприятия, в проведение коллективных творческих дел. При проведении занятий следует уделить внимание многократному обыгрыванию разнообразных ситуаций социального общения, распознанию социально одобряемых и не одобряемых поступков.
Актуально проведение с учащимися с особенностями психофизического развития:
– адаптационных занятий («Я начинаю жить в новом коллективе», «Я – выпускник» и др.);
– курса занятий «Социальное ориентирование»;
– занятий с элементами тренинга («Я среди других», «Правила поведения в общественных местах», «Деловое общение», «Деловой этикет», «Конфликт», «Дружба» и др.).
Одной из форм опосредованной поддержки учащихся с особенностями психофизического развития, во многом определяющей успешность всей системы их психолого-педагогического сопровождения, является осуществление комплекса поддерживающих, консультационных и просветительских мероприятий с родителями учащихся и педагогическими работниками.
Нарушения познавательных сферы учащихся с особенностями психофизического развития обусловливают сниженную способность к переносу в новую ситуацию каких-либо знаний и отработанных навыков. В силу этого их поведение может быть неадекватным ситуации, противоречить тем нравственным нормам, знания о которых формировались в процессе обучения и воспитания. Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и его результатом, установить смысл действия другого лица часто являются истинной причиной нарушения поведения учащихся с особенностями психофизического развития.
С целью компенсации сниженной критичности и самокритичности, повышенной внушаемости, профилактики отрицательного влияния, необходимо систематически и регулярно проводить мероприятия по формированию правовой культуры у лиц с особенностями психофизического развития. Это могут быть встречи с представителями правоохранительных органов, учреждений здравоохранения; информационные беседы; занятия с элементами тренинга «Я в мире людей», «Права и обязанности гражданина Республики Беларусь», «Административные правонарушения», «Уголовный кодекс Республика Беларусь», «Твои права, выпускник» и др.
С целью формирования навыков здорового образа жизни, безопасности жизнедеятельности на доступном для понимания учащимися с особенностями психофизического развития уровне проводятся тренинговые занятия («О здоровье знали все, но…», «Жизнь – главный подарок», «Профилактика СПИДа», «Как сохранить здоровье», «Личная гигиена – основа ЗОЖ», «Не кури!», «Правда о наркотиках»). Учащиеся обеспечиваются информационными буклетами с информацией, доступной для их восприятия.
В профилактической работе с учащимися с особенностями психофизического развития актуальной является проблема полового воспитания. Учащиеся данной категории имеют намного меньше информации о фактах жизни, связанных с полом, их представления бедны и искажены. Подросткам с особенностями психофизического развития, достигшим половой зрелости, сложно полностью подавлять половое влечение, они становятся повышенно возбудимыми и не могут найти выхода своим чувствам. Учащиеся с особенностями психофизического развития стремятся к теплу и любви, и это стремление во многих случаях воплощается в форму сексуальных действий. Недостаточное половое воспитание приводит к проблемам: они не способны правильно вести себя, не понимают последствий своих поступков, не имеют сформированной системы гигиенических знаний и навыков. В целях профилактики негативных проявлений необходимо разрабатывать и реализовывать комплексную программу, направленную на формирование половой культуры учащихся.
Важнейшими аспектами программы являются следующие темы: «Изучение тела, его органов, особенности половых органов и их функционирования», «Анатомически и функционально обусловленные различия полов», «Что я могу сделать, чтобы поддерживать свое тело в здоровой форме», «Правила гигиены», «Как вести себя с незнакомыми людьми». На занятиях нужно моделировать ситуации с активным включением в них учащихся. Занятия рекомендуется проводить 1 раз в неделю по 20 – 30 минут, с повторением темы, что возможно посредством включения учащихся в работу объединений по интересам социальнопедагогического профиля («Формирование семейных ценностей», «Между нами, девочками» и др.).
В целях обеспечения успешной социализации выпускников с особенностями психофизического развития в новой социальной среде предусмотрено осуществление их патроната на протяжении двух лет после окончания учреждения образования, содержание и порядок которого определен Положением о патронате лиц с особенностями психофизического
развития (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 92).
Критериями эффективности психолого-педагогического сопровождения в группах совместного обучения учащихся с особенностями психофизического развития являются: адаптация учащихся с особенностями психофизического развития к коллективу, учебным нагрузкам; соответствие развития способностей требованиям профессиограммы; профессиональный интерес; способность к профессиональному взаимодействию; умение решать профессиональные задачи; способность выпускников к самостоятельной жизни.
Развитие инклюзивного образования в Республике Беларусь предъявляет новые требования к организации профессионального образования. При обучении учащихся с особенностями психофизического развития в учебных группах совместного обучения необходимо наладить систему взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности, создавать группы сопровождения, с вовлечением заинтересованных педагогических работников, специалистов социально-педагогической и психологической службы, медицинских работников, воспитателей, родителей, работодателей, представителей общественных объединений. Организация совместной скоординированной работы позволит на основе детальной и объективной оценки педагогами различных сторон обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития, разработки единой психолого-педагогической стратегии сопровождения учебных групп совместного обучения добиться высоких результатов в профессиональном и личностном становлении всех обучающихся.
раскрыть » / « свернуть