Изложение – один из основных методов проверки коммуникативных умений и навыков учащихся, который позволяет проверить у учащихся следующие уровни сформированности:
- умения правильно и последовательно излагать мысли в соответствии с темой и замыслом;
- использовать языковые средства в соответствии со стилем, жанром, темой и замыслом;
- правильно (логически и грамматически) передавать чужую речь;
- понимать своеобразие авторской речи.
Кроме того, изложение позволяет проверить степень сформированности как навыков слушания, запоминания и воспроизведения в письменной форме чужой речи, так и орфографических и пунктуационных навыков. Этот вид творческой работы позволяет проверить и навык максимального и наиболее целесообразного использования запаса слов учащихся.
На выпускном экзамене за курс средней школы для написания изложения предлагаются тексты из «Сборника экзаменационных материалов по русскому языку для общеобразовательных учреждений», утвержденного Министерством образования Республики Беларусь.
Следует помнить, что изложение – письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения, поэтому оно предполагает не интерпретацию прослушанного текста, а точную и по возможности полную его передачу.
На выпускном экзамене текст изложения читается членом экзаменационной комиссии два раза. Первый раз текст читается в умеренном темпе, при этом экзаменуемым разрешается делать в черновиках необходимые записи. Форма этих записей свободная. Обычно фиксируется последовательность изложения, грамматические основы предложений и то, что выпускник не надеется запомнить. После короткого перерыва (20-25 минут) текст читается второй раз в обычном темпе. Необходимость в третьем чтении может возникнуть из-за «сложности» текста или в группе с низким уровнем лингвистической подготовки учащихся. Вопрос о третьем чтении (фрагментарном или полном) решается экзаменационной комиссией.
На написание выпускной экзаменационной работы по русскому языку отводится четыре астрономических часа. Время начала экзамена отсчитывается с момента начала чтения текста.
Перед экзаменом учащимся раздаются проштампованные тетрадные листы для чистовой и черновой работы, осуществляется их подписывание под руководством одного из членов экзаменационной комиссии. Образец подписи экзаменационной работы до начала экзамена пишется на центральной части классной доски. Чистовой лист подписывается на титульной (первой) странице работы в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по формированию культуры устной и письменной речи.
На штампе учреждения образования записывается дата проведения экзамена (например, 15 апреля 2014 года). Затем от штампа отступаются две строчки и делается запись:
Экзаменационная работа (изложение)
по русскому языку учащегося группы №176
Иванова Петра Сергеевича
На черновом варианте достаточно написать на верхней строчке первой страницы слово «черновик».
Объем работы (помимо титульной страницы) может превысить 3 страницы, тогда потребуется двойной лист-вкладыш. В этом случае выпускник продолжает писать работу на дополнительном двойном листе, начиная с верхней строчки первой страницы, делая записи рядом со штампом, расположенным слева на первой странице двойного листа. После выполнения работы в основной лист вкладывается черновик, создавая своеобразную тетрадь.
После оформления титульного листа экзаменационной работы выпускники разворачивают двойные листы «чистовиков» и на верхней строчке второй страницы (первая – титульный лист) записывают название текста изложения. На доске название текста не записывается.
Трудные для написания имена собственные, а также слова, имеющие терминологический характер, или слова, правописание которых не изучалось, по решению экзаменационной комиссии могут быть написаны на доске перед чтением текста.
По окончании организационного периода экзамена на доске указывается время начала и окончания экзамена (например, начало – 9 ч. 10 мин.; окончание – 13 ч. 10 мин.).
Время экзамена рассчитывается примерно так: в первые 2-2,5 часа идет слушание текста изложения и создание чернового варианта экзаменационной работы с ее редакторской правкой; в последующее время выпускники переписывают начисто свои работы и проверяют их. Работа должна быть сдана не позже времени окончания экзамена.
Требования к оформлению экзаменационной работы:
- писать от начала до конца строчки (в соответствии с ее границами) аккуратным, разборчивым подчерком;
- четко выделять красную строку;
- правильно производить исправление неверного написания на верное;
- не использовать в работе ластик, корректор, лезвие, карандаш и т.п.
Оценивание работ осуществляется в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по формированию культуры устной и письменной речи и Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по русскому языку.